Логофет (чиновник в Византии)

Логофет (греч. logothetes), чиновник в византийском государственном аппарате. В 5-6 вв. Л. - незначительный фискальный чиновник без специальных функций. С конца 7 в. роль Л. возрастает, они…


Лог (пос. гор. типа в Волгоградской обл.)

Лог, посёлок городского типа в Иловлинском районе Волгоградской области РСФСР. Ж.-д. станция на линии Волгоград - Поворино. Плодозавод…


Логроньо

Логроньо (Logrono), город в Испании, в области Старая Кастилия. Административный центр провинции Логроньо. 84,5 тыс. жителей (1970). Центр виноградарского и винодельческого района Ла-Риоха, в долине р…


Логопедия

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение), отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике, относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.

До конца 30-х гг. 20 в. преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.

Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.

При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.

Прямое назначение Л. состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.

Лит.: Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958; Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1—3, М., 1960—67; Основы теории и практики логопедии, М., 1968; Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971.

Р. Е. Левина.

Сурдопедагогика

Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Первые…

Косноязычие

Косноязычие, дислалия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, нарушение, и lalia - произношение, речь), неправильное произношение звуков речи. К. обусловлено аномалиями языка, челюстей…

Алалия

Алалия (от греч. а - отрицательная частица и laliaречь), отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга. Различают…

Афазия

Афазия (греч. aphasia, от а - отрицательная частица и phasis - высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие…

Заикание

Заикание, сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. З. чаще…

Логойск

Логойск, посёлок городского типа, центр Логойского района Минской области БССР. Расположен на р. Гайна (правый приток р. Березина), в 31 км от ж.-д. станции Смолевичи (на линии Минск - Орша)…


Логографы

Логографы (греч., единственнок число logographos, от logos - слово, прозаическое произведение и grapho - пишу), 1) авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы. Первые Л. появились в…


Лог (овраг)

Лог, овраг в равнинной местности в стадии аккумуляции, с пологими, заросшими растительностью склонами, плоским днищем и незначительным боковым водосбором…