Логроньо

Логроньо (Logrono), город в Испании, в области Старая Кастилия. Административный центр провинции Логроньо. 84,5 тыс. жителей (1970). Центр виноградарского и винодельческого района Ла-Риоха, в долине р…


Ло Гуань-чжун

Ло Гуань-чжун (второе имя - Ло Бэнь) (около 1330 - около 1400), китайский писатель. Участвовал в борьбе с монгольскими завоевателями. Автор популярной в Китае героической эпопеи "Троецарствие", где…


Логунов Анатолий Алексеевич

Логунов Анатолий Алексеевич (р. 30.12.1926, Обшаровка, ныне Безенчукского района Куйбышевской области), советский физик-теоретик, академик АН СССР (1972; член-корреспондент 1968). Член КПСС с 1960…


Логос

Логос (греч. lógos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". Из бытовой сферы в понятие "Л." вошёл ещё момент чёткого числового отношения — "счёта", а потому и "отчёта" (lógon didónai — "отдавать отчёт"). Л. — это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен "отдавать отчёт", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Термин "Л." введён в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого "слова", чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л., как и подобает слову, "окликает" людей, но они, даже "услышав" его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше "общего" и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства "всё течёт", вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. — ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао.

У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов, у Платона и Аристотеля термин "Л." утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. "семенных Л."), от которых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л. как "слова", которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие "Л." давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и "живого" бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. есть "образ бога" и как бы "второй бог", посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина "Л." определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна — "В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог"; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и "вочеловечение" Л., который принёс людям откровение и сам был этим откровением ("словом жизни"), самораскрытием "бога незримого". Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-отцу, чьё "слово" он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы.

Некоторые русские философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин "Л." как обозначение "цельного" и "органического" знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906; Лосев А. Ф., История античной эстетики, [т. 1], М., 1963; Kelber W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.

С. С. Аверинцев.

Гераклит Эфесский

Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios) (р. около 544-540 до н. э. - г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и…

Лао-цзы

Лао-цзы, Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата "Лао-цзы" (др. название "Дао дэ цзин"). Согласно традиции, Л.-ц. в 6-5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоусском дворе;…

Дао

Дао, одна из важнейших категорий китайской философии. буквально значение термина "Д." - "путь"; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как "путь человека", т. е…

Софисты

Софисты (от греч. sophistes - умелец, изобретатель, мудрец, лжемудрец), термин, которым в древнегреческой литературе обозначали: 1) умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей…

Стоицизм

Стоицизм (от греч. stoa - портик), одно из главных течений эллинистической и римской философии - наряду с эпикурейской школой и скептицизмом. Философская школа стоиков получила своё название от "…

Неоплатонизм

Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное…

Филон Александрийский

Филон Александрийский (Philon Alexandreus) (21 или 28 до н. э., Александрия, - 41 или 49 н. э., там же), иудейско-эллинистический философ. В основе философии Ф. лежат два принципа - абсолютная…

Троица (в теологии)

Троица (греч. triаs, лат. trinitas), специфического обозначение бога в христианской теологии. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но существует как три…

Флоренский Павел Александрович

Флоренский Павел Александрович [9(21).1.1882, г. Евлах, ныне Азербайджанской ССР, - 15.12.1943], русский учёный, религиозный философ. Окончил физико-математическую отдельного Московского университета…

Логоне

Логоне (Logone), река в Африке, в республиках Чад и Камерун, левый приток р. Шари (бассейн оз. Чад). Образуется слиянием pp. Мбере и Пенде. Длина 965 км (с Мбере). Судоходна в период дождей (июнь -…


Логометр

Логометр (от греч. logos - слово, здесь - отношение и ...метр), механизм приборов для измерения отношения сил двух электрических токов. Принцип действия Л. основан на том, что направленные встречно…


Логойск

Логойск, посёлок городского типа, центр Логойского района Минской области БССР. Расположен на р. Гайна (правый приток р. Березина), в 31 км от ж.-д. станции Смолевичи (на линии Минск - Орша)…