Фавтье Робер

Фавтье (Fawtier) Робер (23.8.1885, Бон, ныне Аннаба, Алжир, - 21.1.1966, Париж), французский историк, член Академии надписей (1946), член итал. Национальной академии деи Линчей (1951). профессор…


Фавус

Фавус, принятое в ветеринарии название парши. Возбудитель Ф. у птиц - Trichophyton gallinae (син. Achorion gallinae), у млекопитающих T. quinckeanum, последний патогенен для человека. Гриб и его споры…


...Фаг

... Фаг (от греч. phagos - пожиратель), часть сложных слов, означающая: поедающий, поглощающий (например, бактериофаг)…


Фаворский Владимир Андреевич

Фаворский Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, – 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903–05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907–1913). Член общества "Четыре искусства" (1924–28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга – это единство функционального ("инструмент для чтения") и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, "определённое отношение... предмета к пространству" должны выявлять стиль писателя, основные "моменты мировоззрения" литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 – середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха ["Суждения господина Жерома Куаньяра" А. Франса (1918, изд. в 1963); "Фамарь" А. Глобы (изд. в 1923); "Труды и дни Михаила Ломоносова" Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации "Книги Руфь" (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в "Домике в Коломне" Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов "Новогодней ночи" С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в "Новой жизни" Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление "Сонетов" Шекспира (изд. в 1948), сборник "Роберт Бернс в переводах С. Маршака" (изд. в 1950), иллюстрации к "Слову о полку Игореве" (изд. в 1954), "Борису Годунову" (1955, изд. в 1956) и "Маленьким трагедиям" (изд. в 1961) Пушкина; все – Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями ("Октябрь 1917", 1928), в том числе над портретами ("Ф. Достоевский", 1929, "Пушкин-лицеист", 1935, серия "Великие русские полководцы", 1945–47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия "Самарканд", 1942–44) и публицистические возможности ("За мир", 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938–61, и др.). В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений ("Двенадцатая ночь" Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920–30), Полиграфического института (1930–34), института изобразительных искусств (1934–1938), института прикладного и декоративного искусства (1942–48) в Москве. Среди учеников – А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.

Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.

Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.

Е. С. Левитин.

"Четыре искусства"

"Четыре искусства", Общество художников "4 искусства", художественное объединение, существовавшее в Москве в 1924-31. Основано главным образом бывшими членами "Мира искусства" и "Голубой розы"…

Линогравюра

Линогравюра (от линолеум и гравюра), выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические…

Фавероль

Фавероль, порода кур мясо-яичного направления. Выведена во 2-й половине 19 в. во Франции (окрестности г. Фавероль) скрещиванием пород гудан, доркинг, брама, кохинхин. Окраска оперения чаще лососёвая…


Фава Атос

Фава (Fava) Атос (р. 30.11.1925, г. Альберта), деятель рабочего движения Аргентины. По профессии рабочий-металлист. Член компартии Аргентины (КПА) с 1945. В 1963-65 кандидат в член ЦК, с 1965 член ЦК…


Фабьен

Фабьен (Fabien) (настоящее имя - Пьер Жорж) (1919, Париж, - декабрь 1944, Абзем, Верхний Рейн), герой франц. Движения Сопротивления. Рабочий-металлист, член организации Коммунистическая молодёжь (с…